![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Группа: Супермодератор
Сообщений: 3,297 Регистрация: 17-June 06 Пользователь №: 2,306 Пол: ![]() Страна: ![]() ![]() |
Считалочки являются одним из самых распространенных жанров народного детского поэтического творчества. Практически, ни одна коллективная детская игра не обходится без них. Не будем вдаваться в подробности о сущности и теории игры, только заметим, что игра является неизменным атрибутом жизнедеятельности существ с высокоорганизованной нервной системой.
Игра необходима для тренировки и отработки навыков, которые могут пригодиться в будущих испытаниях. Этологи, люди, изучающие поведение животных, уделили много внимания играм животных, пытаясь понять природу этого процесса, и пришли к выводу, что игра – социальное явление. По сути, игра является магическим актом, в котором игроки, не важно, люди или животные высшего порядка, принимают её вымышленное пространство за действующую реальность. Конечно же, игры животных отличаются от игр людей, потому что последние наделены рефлектирующим самосознанием и даром разговорного языка. Соответственно считалочки присущи только людям. Следует заметить, что кроме языковой составляющей, они несут тактильную информацию. При счете тот, кто произносит считалочку, касается руками игроков в районе солнечного сплетения. Это магический жест, потому что там находится одна из важных жизненных чакр, если пользоваться терминами йоги и восточных доктрин. Все, кто изучал нейролингвистическое программирование (НЛП), знают, что ненавязчивый процесс касания рукой тела другого человека несет заряд доверия, потому что происходит вторжение в «личное пространство» субъекта, находящегося на расстоянии вытянутой от тела руки. Я попыталась классифицировать широко известные считалочки и вот что из этого получилось. 1. Первый вид считалочек я назвала «считалки-бормоталки», то есть когда дети говорят вслух то, что сами они не понимают Приведу примеры: Эна – бэна – рэс, Квинтэр – квантэр – жэс. Эна – бэна – раба, Квинтэр – квантэр – жаба! Айе, цвайн, Чукатэ мэ, Абель – фабель, Дэ мэ нэ. Икс, пикс, Пуля – пукс, Наупукс! Об, тру, Трой, чер, Дайнам, Ер! Шар дар ми, Ики-пики дар ми. У, у, ри-та-та Аш хар да! Разы, двазы, Тризы, ризы, Пятам, латам, Пыхтум, быхтум, Дубень, лубень Маков крест! Давайте попробуем разобрать некоторые из вышеприведенных считалочек. Например, в строках «Айн, цвай» и «Разы, двазы, тризы» невооруженным глазом видно, что используется счет по-немецки и по-старославянски, соответственно. А теперь рассмотрим самую первую считалочку более пристально: «Эна, бэна, рес» - это редуцированные и искаженные формы латинских слов unus, una, uno – один, одна, одно bene (вспомните nota bene) – хорошо, хорошенько, лучше; tres, tria (трес-рес) – три «Квинтэр – квантэр – жэс» соответственно: quinque, quinta, - пять; quantum, quanto - сколько, столько, какое-то кол-во; насколько cesso (цэссо-жэссо)- медлить, задерживаться. «раба» и «жаба» могут являться эквивалентами слов traba – бревна, древесина, здесь как в случае tres-res редуцируется первая буква; sabbatum – суббота, а также покой; время отдыха Что же в итоге мы получаем: Una, bene, tres,..............Уна, бене, трес, Quinta, quanto cess(o)........Квинта, кванто цесс. Una, bene - traba,............Уна, бене - траба, Quinta, quanto sabbat(um).....Квинта, кванто саббат. Кто знаком с древнеримской поэзией, знает, что при декламации стихов, если предыдущее слово оканчивается на гласную букву, а последующее слово начинается с гласной буквы, то гласная в конце первого слова редуцируется, то есть опускается совсем. Так как после cesso следует слово una, то первое слово читается как cess. Правило редуцирования касается не только упомянутых гласных, а также окончаний типа um и некоторых других.В результате расшифровки получается следующий текст И раз, хорошенько, и три, И пять, и несколько (немного) задержимся. И раз, хорошенько, и бревно (еще одно лежит) И пять, и столько же отдохнем. Если приглядеться внимательно, то мы обнаружим , что данная считалочка повествует о рубке леса. «И раз, и три, и пять» – описывают удары топором по дереву, а опущенные «два, четыре и тд» - взмахи топором. Наверняка у древних римлян-лесорубов был ответственный за слаженный процесс рубки, который декламировал эту «кричалку». Возражения, что этот текст могли придумать в средневековье, мы отметаем сразу, потому что латынь в средние века изучали только монахи и знать, но никак не простолюдины, коими являлись лесорубы. При подготовке этой статьи один из благодарных читателей привел в пример модификацию рассматриваемой нами считалки, в которой вторая строка звучала, как «Квинтер, финктер, жесс» и предположил, что «финктер» - искаженное звучание слова vincte (повелительное наклонение от vinctere – «связывать»), то есть речь может идти не только о рубке леса, но и о сплавлении. Сравните теперь первую и последнюю считалки, «Эна – бэна – рэс» и «Разы, двазы,тризы». После расшифровки они стали почти идентичными по смыслу! Значит, наш перевод верный, а не "притянутый" за уши. Представляете, сколько прошло веков и даже тысячелетий, а слова рабочей песни древнеримских лесорубов живы и поныне! Вот вам и «эники-бэники»… -------------------- Не смотри на меня так. Это всего лишь убийство. Вперед, крошка! Джантируй! (с) А еще я умею быть хрупкой декоративной полуэльфийкой: Оливия ![]() ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Группа: Супермодератор
Сообщений: 3,297 Регистрация: 17-June 06 Пользователь №: 2,306 Пол: ![]() Страна: ![]() ![]() |
2. Следующий вид считалочек – это «считалки-приговорки». Они основаны на заговорах, закличках. Приведу некоторые из них:
Солоно – молоно, Встань в сторону За сту – версту Стой на посту. Вот! Туря, буря, Зоря, крест. Филин, дуба, Вон окрест. Бац! Дуб, крест, Пал в лес. Печка, ночка, Уточка. В статье, посвященной «детским» заговорам, мы рассмотрим аспекты этого рода произведений более подробно. Замечу только, что для людей, владеющих магическим словом, нет различия между «детскими» и «взрослыми» заговорами. -------------------- Не смотри на меня так. Это всего лишь убийство. Вперед, крошка! Джантируй! (с) А еще я умею быть хрупкой декоративной полуэльфийкой: Оливия ![]() ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#3
|
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Группа: Супермодератор
Сообщений: 3,297 Регистрация: 17-June 06 Пользователь №: 2,306 Пол: ![]() Страна: ![]() ![]() |
Проницательный читатель справедливо спросит: А где, собственно, магия, в Вашей статье? Какое отношение имеют детские считалки к одному из древнейших искусств или заблуждений (кто как считает) человечества? Известно, что молитвы и песнопения используются для целительства. В традиционной медицине широко применяются ультразвуковые вибрации при лечении различных травм. В древнекитайском учении «Цигун» существует шесть звуков – способов вдыхания энергии «Ци». Биоэнергетика человека имеет волновую природу. Каждому органу, каждой клетке нашего организма соответствуют свои конкретные типы вибрации. Звуки определенной частоты могут влиять на наше самочувствие. Каждая согласная и гласная буква при произнесении вслух обладает своей частотой, которая может резонировать с частотой наших внутренних органов, заставляя их лучше работать. Многие детские считалочки, особенно скороговорки, как ни странно, могут выполнять ту же терапевтическую функцию. В этом и заключается их магическая составляющая.
-------------------- Не смотри на меня так. Это всего лишь убийство. Вперед, крошка! Джантируй! (с) А еще я умею быть хрупкой декоративной полуэльфийкой: Оливия ![]() ![]() |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 29th May 2023 - 08:35 AM |
![]() |