В подобных случаях следует идти от конкретного к абстрактному мелкими шагами. Например, поставить пред пациентом 3 яблока и 3 стакана. И спросить, что общего?
Возможно, не сможет сам определить, придётся подсказать, что их три.
Потом второй пример на количество. Пациент закрепляет.
Далее - пример одинаковых цветов. Тоже пусть пробует сам. Пусть пробует помучаться, подумать, перебрать все признаки.
На данном этапе важно:
1. Чтоб абстрактные понятия были конкретно представлены, а не объяснялись столь же абстрактными методами "на пальцах".
2. Начинать процесс мягко, переводя от репродуктивной к продуктивной-с-подсказками и самостоятельно-продуктивной деятельности.
3. Начинать от схожести.
На втором этапе уже можно усложнить задачу, приводить в пример те предметы, которые не присутствуют в окружающей среде на занятии. Но являются конкретными и совершенно существующими, знакомыми пациенту.
Третьим шагом можно ввести изменяющиеся признаки. Постепенно усложнять абстракцию от поиска нужного состояния среди возможных вариаций до игры именно на самой изменчивости.
Усложняем до принципов не-схожести.
Собственно, вуаля. Акцентируем и разжёвываем финал предыдущего этапа. А шо ж такое абстракция? В качестве введения в сеё сложное занятие можно использовать глупую разминку, например, попытаться описать вкус с помощью цвета или поверхность с помощью звука.
Даём пациенту разные творческие задания на фантазию и конвертацию. Превращать цветы в колючки, жидкость в кристаллы. Прошлое в будущее. Усложнять от родственных систем до совершенно логически не связанных, где пациенту придётся уже самостоятельно придумывать критерии и механизмы конвертации.
А теперь можно просить пациента объяснить совершенно абстрактные понятия. Описывать свои действия в контексте "если бы". "Если бы" опять же, от простого, где условия довольно просты для осознания (если бы я сейчас не сидел на занятии, а гулял в парке) к сложному (если бы на марсе началась засуха).
Педагогический аспект коррекции требует постепенности и мягкости.
Эм, это, может и глупое замечание: важно не держать в голове полностью весь процесс коррекции с его финальными целями, а только один конкретный узкий под-этап.