В споре о месте и соотношении цифровых технологий в фотографии можно сказать, что дело здесь вовсе не в изобразительном языке фотографии или любого другого вида искусства. Эта проблема находится в сфере психологии, где сознание человека противится всему новому и инстинкт самосохранения не принимает эволюционного процесса. Проблема же качества изобразительного языка находится (во всяком случае, должна находиться) за границей этой полемики, потому что лежит в другой плоскости.
А. ПАВЛЮЦЬ
Компьютерное искусство — явление как бы незаконное в «чистой фотографии» и ей чуждое. Многими — и теоретиками, и практиками — фотография, которая подверглась изменениям в компьютерных графических программах, либо воспринимается скептически, либо вообще изгоняется из числа светописных жанров. И это хороший знак… Так уж сложилось с самого начала, что каждый этап в развитии фотоискусства вначале собирает вокруг себя множество воинствующих противников. Вспомним, с каким трудом светопись пробиралась в ряды изобразительных искусств и каким бурным противодействием сопровождался этот процесс со стороны живописцев и искусствоведов. К примеру, в 1859 году Шарль Бодлер в своей статье «Современная публика и фотография» писал: «В эти постыдные времена произвелась на свет новая индустрия, которая ничего не даст, разве что укрепит глупость… Фотографическая индустрия предоставила убежище всем неудавшимся художникам, слишком бездарным или слишком ленивым. Если позволить фотографии хоть в чем-то заменить собой искусство и посягнуть на область воображаемого, то она вытеснит или испортит все, что сможет, благодаря естественному союзнику, которого она обнаруживает в безмозглости многолюдных толп».Пару десятилетий спустя, когда фотография уже заняла достойное место среди изобразительных искусств, войны все равно не прекратились, но велись уже в рамках самой фотографии и касались в основном каких-либо подвижек и нововведений в технике получения изображения. Так, сопротивление сопутствовало переходу от мокрой печати к минилабам, от ручного замера экспозиции к автоматическому, от пленочной фотографии к цифровой и пр. Теперь же под «прицелом» находится фотография, которая прошла через Adobe Photoshop. Заявление о том, что использование Photoshop в фотографии — это нечестно, встречается часто и звучит как упрек. Но, похоже, что этим спорам уже положен конец, так как «воюющие стороны» нашли компромисс, объявив рождение нового фотографического жанра — компьютерного искусства. Так что мы с вами — свидетели этого удивительно быстрого развития… «Узаконивание» нового жанра открывает невиданные возможности и позволяет фотографам-новаторам представить миру свое творчество.
(По материалам журнала Digital Camera Photo & Video)